Главная » Публикации » Русский язык » Теория заданий ОГЭ

Задание 3. ОГЭ по русскому языку. Выразительные средства лексики и фразеологии

Выразительные средства лексики и фразеологии


Скачать материал

 

Формулировка задания:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)  – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.  
2)  Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…  
3)  Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.  
4)  Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. 

Правильный ответ: 2. (Предложения 6-10).

Комментарий: метафора - это скрытое сравнение, душа Анны Федотовны сравнивается со шкатулкой

 


Что нужно знать:

Задание 3 ОГЭ по русскому языку своей целью ставит проверку знаний учащихся о выразительных средствах лексики и фразеологии.

Выразительные средства лексики и фразеологии

Средство

Определение

Примеры

Гипербола

Преувеличение

Шаровары шириной в Чёрное море 

(Н.В. Гоголь)

 В сто сорок солнц закат пылал

(В.В. Маяковский)

Метафора

Скрытое сравнение.
Один предмет назван другим на основе сходства

Ель рукавом мне тропинку завесила

(А. Фет)

На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой
 

(А.С.Пушкин)

Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. 

(М. Пришвин)

Метонимия Разновидность метафоры, употребление для называния предмета части вместо целого Съесть три тарелки (содержимое названо емкостью, в которой оно находится)

Отколе, умная, бредешь ты, голова?
(И. Крылов)

Олицетворение

Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ: 
даром речи, способностью мыслить, чувствовать

О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Забормотал спросонок гром

(К. Паустовский). 

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость

(А.С.Пушкин).

Эпитет

Образное определение.
Слово, отвечающее на вопросы какой предмет? какая вещь?
Определяет предмет и
подчёркивает его свойства

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

(М.Горький)

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

(А.Некрасов).

А ну-ка песню нам пропой,  весёлый ветер.

(Лебедев-Кумач)

Сравнение

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.
Осуществляется помощи сравнительных союзов (как, будто, словно, точно) и без них (при помощи творительного падежа)

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

(Н. Некрасов.)

Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе.

(В. Пастернак).

Фразеологизм

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, слова,
входящие в состав фразеологизма нельзя убрать. 
Фразеологизм можно заменить одним словом

вставлять палки в колеса - мешать
бить баклуши - бездельничать
считать ворон - отвлекаться
сквозь розовые очки - наивно
на белом свете - в мире
верой и правдой - добросовестно

Перейти к выполнению тренировочных упражнений по заданию 3

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

Категория: Теория заданий ОГЭ | Добавил: dragunkinvitaliy (06.01.2015)
Просмотров: 25435 | Теги: гиа по русскому языку, выразительность речи, задание А3
Всего комментариев: 0
avatar