Главная » Публикации » Русский язык » Теория заданий ЕГЭ

Задание 2. ЕГЭ по русскому языку. Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте


Скачать материал

 

Формулировка задания:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

(1)Согласно на­блю­де­ни­ям со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей у человека, по­лу­ча­ю­ще­го ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, ме­ня­ет­ся «природа» чтения. (2)Раз­ви­ва­ют­ся на­вы­ки поверхностного, ска­ни­ру­ю­ще­го чтения, а остав­ший­ся без упо­треб­ле­ния навык вни­ма­тель­но­го чте­ния длин­но­го тек­ста исчезает, как любая способность, ко­то­рую не тренируют. (3)<...> сознание, при­вык­шее ра­бо­тать с мел­ки­ми ку­соч­ка­ми и от­дель­ны­ми фрагментами, не свя­зан­ны­ми между собой, плохо справ­ля­ет­ся с боль­ши­ми текстами, тре­бу­ю­щи­ми вре­ме­ни и внимания.

Однако
Вследствие этого
Даже
Несмотря на это
Следовательно 

Правильный ответ: вследствие этого

Комментарий:

Слово «следовательно» не подходит, так как после него нужно было бы поставить запятую, это вводное слово, являющееся выводом из цепочки доказательного ряда. У нас такого ряда нет.

Союз «вследствие этого» можно заменить «из-за этого».

 


Что нужно знать:

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и   грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов  зависят от других слов, находящихся  в соседнем  предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и   опытному - первый признак талантливости.  (В.Белов)

2) СинонимыВ лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы  У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1) личные местоимения, притяжательные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так,  тогда и  др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4) союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5) частицы

6) вводные  слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

 

Перейти к выполнению тренировочных упражнений по заданию 1 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

Категория: Теория заданий ЕГЭ | Добавил: dragunkinvitaliy (07.01.2015)
Просмотров: 2657 | Теги: А8, задание 2 ЕГЭ по русскому языку, егэ по русскому языку
Всего комментариев: 0
avatar