Главная » Публикации » Литература » Теория литературы

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства. Их функции

 

Средство
Определение
Пример
Выразительные средства фонетики. Звукопись
Аллитерация
Прием звуковой выразительности, намеренное повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
С. Городецкий

Ассонанс

Прием звуковой выразительности, намеренное повторение однородных гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Н. Некрасов
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы
Аллегория

(от греч. allegoria — иносказание)– изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла.

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)

А. Пушкин

Ирония

Иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни.

— Отколе,  умная, бредешь ты, голова? — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

И.Крылов

Метафора
Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
В. Маяковский
Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.
М. Булгаков
Олицетворение
Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?
А. Ахматова
В смертельном обмороке бледная река
Чуть шевелит засохшими устами.
Н. Заболоцкий
Метонимия Разновидность метафоры, замена одного слова другим, смежным по значению Он не то на серебре, на золоте едал.
А. Грибоедов
Черные фраки носились врозь и кучами там и сям.
Н. Гоголь

Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь)  - единственное число употребляется вместо множественного.
2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.
3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.
4) Пуще всего береги копейку (Гоголь) – видовое название вместо родового, «копейка» вместо «деньги».

Оксюморон
Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение. Есть.тоска весёлая в алостях зари.
С.Есенин
Наступило вечное мгновение.
А.Блок
Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна.
М.Цветаева
Огромная осеньстара и юна,  в неистово-синем сиянье окна. 
А.Вознесенский
Сравнение
Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного через другое

Сравнение может быть построено:
а) при помощи творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы.

Н.А. Некрасов

б) сравнительного оборота:
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.

М.Ю. Лермонтов

в) слов "подобно", "похожий":
Её любовь к сыну была подобна безумию. 

М. Горький

г) придаточного сравнения:
Тихо прожил, тихо и умру, как в своё время высохнет и свалится лист вот с этого кустика. 

И.Бунин

Эпитет
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
А. Ахматова
И желтый шелк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков черные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья…
И. Анненский
Гипербола
Намеренное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал.
В. Маяковский
Литота
Намеренное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц,
Не более напёрстка.
А. Грибоедов
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок!
Н. Некрасов
Перифраза
Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А. Пушкин
Фразеологизмы, крылатые слова, афоризмы, пословицы, поговорки
Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.
А. - краткое выразительное изречение, эквивалентное предложению.
Кр. сл. – вошедшие в речь выражения (эквивалентные словам или словосочетаниям), представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения.
Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.
Н. Гоголь

Дома новы, да прерассудки стары.

А.С. Грибоедов

Выразительные средства синтаксиса. Приемы и фигуры
Анафора
Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.
М. Цветаева
Эпифора
Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений Други его – не тревожьте его!
Слуги его – не тревожьте его!
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего.
М. Цветаева

Повтор

Прием, основанный на повторении отдельного слова или словосочетания в одном или нескольких предложениях без привязки к месту в предложении.

Зовет меня, зовет твой стон.
Зовет и к гробу приближает.

Г. Державин

Антитеза
Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
А. Пушкин
Инверсия
Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла Знаете ли вы, бездарные, многие,
Думающие, нажраться лучше как, -
Может быть, сейчас бомбой ноги
Выдрало у Петрова поручика?..
В. Маяковский
Эллипсис
Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста Люблю тебя в твоем просторе я
И в каждой вязкой колее.
Пусть у Европы есть история, -
Но у России – житие.
С. Парнок

Умолчание

Это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому  догадываться о невысказанном.

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,
Что уж барону время умереть.

А.С. Пушкин

Градация
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое текстом

а) восходящая градация:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

б) нисходящая градация:
Никто не даст нам избавленья, / Ни Бог, ни царь и не герой.

Интернационал

 
Параллелизм
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей) Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
К. Бальмонт
Парцелляция
Намеренное членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов. В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов!
А. Грибоедов
Риторический вопрос
Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме. Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
В. Жуковский
Риторическое обращение
Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи О небо, небо, ты мне будешь сниться!
О. Мандельштам
Риторическое восклицание
Эмоционально окрашенное предложение Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи!
А. Чехов
Многосоюзие
Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А. Пушкин
Бессоюзие
Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова Переходы, коридоры, уборные,
Лестница витая, полутемная;
Разговоры, споры упорные,
На дверях занавески нескромные.
М. Кузьмин
 

Функции тропов: 
1. Создать художественный образ.
2. Дать более точное описание предмета, явления, действия.
3. Передать авторскую оценку изображаемых явлений
2. Украсить речь, сделать ее ярче, образней.

Скачать памятку


Добавить ссылку на страничку социальной сети:

 

 

Категория: Теория литературы | Добавил: dragunkinvitaliy (24.02.2015)
Просмотров: 6648 | Теги: 1.2.2., развернутый ответ, часть 1 ОГЭ по литературе, ОГЭ по литетаруре, задания 1.1.1., подготовка к ОГЭ по литературе, 1.2.1.
Всего комментариев: 0
avatar