Главная » Материалы » Внеурочная деятельность » Формы организации внеурочной деятельности

Всемирный формат школьных дебатов
[ Скачать с сервера (3.53Mb) ] 29.01.2015, 09:13
Всемирный формат школьных дебатов
Всемирный формат школьных дебатов (англ. World Schools Debate Format или World Schools Style debating (WSS) представляет собой комбинацию британских парламентских и Австрало-азиатских форматов дебатов, созданный в 1988 году в Австралии специально для проведения чемпионата мира по школьным дебатам. Данная форма может с успехов применяться для организации внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе. Дети смогут поспорить на особо острые темы и проблемные вопросы из курса русского языка и литературы. В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения такая форма организации внеурочной деятельности представляет особую актуальность, так как ребята отрабатывают навыки работы в команде, развивают коммуникативные универсальные учебные действия.

В каждом раунде дебатов выступают две команды по три спикера каждая: одна команда обязана утверждать, что тема верна. Эта команда названа ‘утверждением‘ (affirmative), или иногда ‘правительством‘ (proposition). Другая команда обязана утверждать, что тема не верна. Эта команда названа ‘отрицанием‘ (negative), или иногда ‘оппозицией‘ (opposition).
Спикеры обеих команд в общей сумме произносят восемь речей. Первые шесть основных речей продолжительностью по 8 минут, после которых каждая команда завершает дебаты произнесением 4-х минутной заключительной речи (англ. Reply Speech).
Каждая команда использует два основных типа аргументов в поддержку собственной позиции.
Во-первых, есть самостоятельные аргументы (substantive arguments). Это подготовленные аргументы в защиту позиции Вашей команды.
Во-вторых, есть опровержение (rebuttal). Опровержение – это ваша атака на аргументы оппонентов.
Разница между самостоятельными аргументами и опровержением – это различие между тем, почему ваша команда права и тем, почему ваши оппоненты неправы.
Нельзя сказать, что важнее: самостоятельные аргументы или опровержение. Каждый из них столь же важен как и другой, и каждый из них очень необходим для успешного дебатирования.
В каждой команде есть три спикера. Спикеров обычно называют по их порядковому номеру выступления и стороне команды. Например, участники дебатов могут называться У1 – «Первый спикер Утверждения» (первый спикер команды утверждения) или О3 – «Третий спикер отрицания» (третий спикер команды отрицания). Каждый спикер, кроме У1 – первого утверждения (первого спикера во всем раунде), должен опровергать аргументы оппонентов. Первые и вторые спикеры в обеих командах также могут вводить самостоятельные аргументы. Третьи речи используются для опровержения, четвертые – для подведения итогов.
Дебаты управляются председательствующим (chair, chairperson). Участники дебатов всегда должны начинать свои речи, поприветствовав председательствующего (часто называемого «Спикером») и зрителей. К спикеру-мужчине обращаются «Господин спикер» (Mr Chairman), к спикеру-женщине – «Госпожа спикер» (Madame Chair). Обычно приветствие звучит в начале речи так: «Господин спикер, дамы и господа…» (Mister Chairman, ladies and gentlemen) или «Госпожа Спикер, дамы и господа» (Madam Chairman, ladies and gentlemen). В обязанности председательствующего Спикера входит вызывать каждого спикера-игрока в порядке очередности. Например, Спикер мог бы представить первого спикера так: «С удовольствием представляю первого спикера команды утверждения Ивана, который представит нам кейс правительства» (It is now my pleasure to introduce the first speaker of the affirmative team to open his team’s case, Ivan).
Каждые дебаты заканчиваются результатом – победой одной команды и поражением другой. Ничьей быть не может. Результат/решение принимается и объявляется судьей. Это тот, кто внимательно смотрит и следит за дебатами с тем, чтобы принять итоговое решение. Судьи не должны принимать случайные или произвольные решения – они должны руководствоваться ясными представлениями о том, что является хорошим и плохим дебатированием. Конечно, участники дебатов и зрители будут часто не соглашаться с решением судьи, и иногда судьи не соглашаются друг с другом. Однако, это один из вызовов искусства ведения дебатов: дебатировать достаточно хорошо для того, чтобы Вы смогли убедить любого судью в том, что Вы заслужили победу.
Регламент выступлений:
Участники дебатов выступают по очереди. Следующая схема показывает порядок и последовательность речей.
  1. У1 – Первый спикер стороны Утверждения = 8 минут – определение основных понятий в теме и выдвижение большинства (обычно две трети) аргументов в поддержку темы
  2. О1 – Первый спикер стороны Отрицания = 8 минут – опровержение аргументов У1 (возможно атака определений) и выдвижение большинства (обычно 2/3) своих аргументов против темы
  3. У2 – Второй спикер стороны Утверждения = 8 минут – атака конструктивных аргументов О1 + защита атакованных аргументов О1 + выдвижение 1/3 от своих новых аргументов в поддержку темы
  4. О2 – Второй спикер стороны Отрицания = 8 минут – атака новых аргументов У2 и частично У1, + защита атакованных аргументов О1 + выдвижение 1/3 от своих новых аргументов против темы
  5. У3 – Третий спикер стороны Утверждения = 8 минут – АТАКА АРГУМЕНТОВ О2 и частично О1, ЗАЩИТА атакованных АРГУМЕНТОВ У2 и частично У1
  6. О3 – Третий спикер стороны Отрицания = 8 минут – АТАКА на возражения У3 по аргументам У2 и У1, ЗАЩИТА АРГУМЕНТОВ О2 и О1 от атак У3
  7. О1 или О2 – Последнее слово стороны Отрицания = 4 минуты – Подведение итогов дебатов с точки зрения своей команды — Эффектное заключение
  8. У1 или У2 – Последнее слово стороны Утверждения = 4 минуты – Подведение итогов дебатов с точки зрения своей команды – Эффектное заключение
Заключительные речи («Последнее слово»)
Всемирный формат школьных дебатов предусматривает дополнительную речь от каждой команды, называемой последним словом (reply speech) (иногда говорят «право на ответное слово» («right of reply«)). Эту короткую, 4-х минутную речь произносит первый или второй спикер каждой из команд (чаще всего первый), причем в обратном порядке по сравнению с остальными речами в дебатах (то есть сторона отрицания первой начинает эту заключительную речь, после чего выступает сторона Утверждения и завершает все дебаты).
Задача спикеров, произносящих «последнее слово» заключается в том, чтобы:
  • Обозначить одну или более областей столкновения мнения, вокруг которых проходили дебаты (предмет спора)
  • Оценить ход проведения дебатов
  • Объяснить причины, по которым своя команда выиграла раунд
  • Не приводить новые аргументы!
Иногда «последнее слово» называют «речью пристрастного судьи» («biased adjudication») в дебатах, поскольку ее стиль и структура похожи на то, как судья объясняет своё решение после раунда, но только с целью убедить публику в том, что своя команда выиграла.
Информационные запросы (Points of Information)
Во время первых шести речей (но только не в заключительных), члены оппонирующей команды могут попросить разрешения и задать информационные вопросы, таким образом, вставив замечание (комментарий, вопрос, реплику), на которое выступающий спикер должен незамедлительно ответить. Спикеры, задающие вопросы должны быть краткими и не превышать 15 секунд.
Правила работы с информационными запросами
Информационные запросы могут быть:
  • уточняющими (если что-то непонятно в кейсе оппонентов)
  • атакующими (атака на аргументы оппонентов)
  • проясняющими (например, прояснение текущей ситуации по обсуждаемому вопросу (status quo)
  • логическими (выявляющие связь поддержек (фактов, статистики, иных доказательств) с аргументами
Выступающий спикер не обязан принимать все информационные вопросы, разрешение на которые у него просят, но если он/она не примет ни одного — это будет негативно оценено судьями. В среднем, спикер должен принять 2-3 информационных запроса за речь, не больше и не меньше. Правило каждого спикера: «Два задать, два принять».
Запросы не должны задаваться во время первой и последней «защищённых» минут выступления первых, вторых и третьих спикеров, а также во время обеих четвёртых речей.
Недопустима обструкция, то есть частые повторные запросы (с интервалом менее 15-20 секунд), задаваемые явно с целью сбить оппонента с мысли и тем самым прервать ход его выступления.
Выступающий спикер является «хозяином времени»: он может принять, отклонить запрос или заставить задающего подождать несколько секунд.
В ходе дебатов, спикеры команды должны сделать как минимум 9 попыток задавания информационных запросов. В противном случае, это может отразиться на их баллах по критерию «Стратегия».
Специфика формата:
  • Нет тайм-аутов (одно из самых серьёзных отличий при переходе от формата Карла Поппера). Участникам, вероятно, будет трудно адаптироваться к отсутствию времени на подготовку. Нужно иметь хорошие навыки ведения дебатов, умение мыслить самостоятельно, но в одном направлении с командой, и хорошо знать своих товарищей, чтобы, сведя общение внутри команды к минимуму, всё-таки выбрать общую стратегию и развивать единую командную линию
  • Речь первого спикера формата Поппера здесь поделена между двумя игроками – первым и вторым
  • Вопросы (здесь – информационные запросы) задаются во время речей. Причём информационный запрос отличается именно тем, что звучит не всегда в форме вопроса. Однако дать какой-то ответ на такую ремарку выступающий спикер всё равно должен
  • Кейс (аргументы) разделяется между первыми двумя спикерами (как будто в формате Поппера появляется еще один спикер. Речь второго спикера во всемирном формате – уникальна! Ее нет в формате Поппера!)
  • Четвёртую речь в команде (сравнительный анализ позиций сторон, «заключительное слово») произносит либо первый, либо второй спикер
  • Последние речи «меняются местами»: сначала выступает спикер отрицания («БЛОК ОТРИЦАНИЯ»), завершает игру спикер утверждения.
География и видоизменения формата
Всемирный формат школьных дебатов используется не только на чемпионатах мира по школьным дебатам, но и также на многочисленных национальных и региональных соревнованиях старшеклассников по дебатам во всем мире (в Европе это Израиль, Словения, Румыния, Эстония, Германия). Так, например, в Германии национальный дискуссионный клуб был основан в 1996 году. Долгое время самыми активными участниками были школы столичного района Штутгарта. Со временем, дебаты данного формата распространяются в Саксонии, Гамбурге, Баварии и Гессене. В Германии соревнования проводятся в двух лигах – младшей (7-10 классы) и старшей (10-13 классы).
На некоторых из этих турнирах формат несколько видоизменяется. Например, на некоторых соревнованиях, продолжительность речей может быть сокращена до 5 или 6 минут на основные речи и до 3-х минут на заключительные речи. На некоторых турнирах, особенно для новичков-дебатеров, могут не задаваться информационные вопросы.
В первые годы проведения чемпионатов мира по школьным дебатам, командам давался двухминутный тайм-аут между основными речами и заключительными речами, хотя это больше не является практикой. Однако на некоторых национальных и региональных турнирах по Всемирному формату школьных дебатов по прежнему есть этот двухминутный тайм-аут (он один на весь раунд), и в некоторых случаях члены сборной команды, не выступающие в дебатах (зрители, группа поддержки, запасные игроки) могут выйти из комнаты проведения дебатов вместе со своими дебатерами для консультаций в течение этих двух минут.
Автор Сергей Наумов, Санкт Петербург.
Категория: Формы организации внеурочной деятельности | Добавил: dragunkinvitaliy | Теги: школьные дебаты, Всемирный формат школьных дебатов, дебаты на уроках литературы
Просмотров: 272 | Загрузок: 70
Всего комментариев: 0
avatar