Главная » Материалы » Литература » Анализ произведений

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"
[ Скачать с сервера (18.1Kb) ] 19.12.2015, 14:50

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"


 
Анчар*

 В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

* Анчар - древо яда.(Прим. Пушкина)

  В творческом наследии А.С.Пушкина стихотворение «Анчар» выделяется особым образом. Французский писатель Проспер Мериме писал: «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб». Работу над стихотворением А.С. Пушкин начал в конце августа - начале сентября 1828 года в Малинниках (тверском поместье Вульфов) и завершил 9 ноября 1828 года, опубликовав только в конце декабря 1831 года в альманахе "Северные цветы".

Вернувшись из ссылки в Михайловском, Пушкин понял, что его мечтам о свободном творчестве не сбыться. Его творчество постоянно подвергалось цензуре. В 1828 году против Пушкина возбудили дело по обвинению в написании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Постановлением Государственного совета за Пушкиным был установлен секретный надзор. Эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».

В основе сюжета Пушкин использовал полулегендарные рассказы о существовании на острове Ява ядовитого дерева Анчар: путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племён посылали приговорённых к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую использовали для отравления стрел.

Кроме того, в русской периодике поэтом была прочитана заметка доктора Ф.П. Фурша «о древе яда»: «… на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов… За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали…. Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…». 

Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае. Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план. 

По жанру "Анчар" - лирическое стихотворение, однако наличие выраженной сюжетной линии роднит стихотворение с лиро-эпическим жанром балладой.

Композиционно в стихотворении можно выделить две части. Первую часть составляют первые пять строф: описание дерева яда. Здесь поэт рисует безжизненную картину мира, используя эпитеты: в пустыне чахлой и скупой, жаждущих степей, зелень мёртвую, вихорь черный; метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь» и так далее. В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой». Художественное пространство первой части поистине вселенских масштабов. Вокруг ядовитого дерева на много миль кругом нет жизни. Над плоскостью пустыни возвышается единственное проявление жизни - анчар, пропитанный ядом:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Ничто не способно оживить умирающий мир. Анчар - порождение природы - сеет только смерть. Он пропитан ядом от листьев до корней. Жизнь здесь невозможна, возникает своего рода замкнутый круг: ветер, способный остудить пустынный зной, лишь разносит ядовитые испарения анчара, вода, способная напоить иссохшую землю, тут же пропитывается ядом листьев и увлажняет песок:

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Во второй части стихотворения (последние четыре строфы) Пушкин переносит повествование в сферу человеческих взаимоотношений: "Но человека человек/ Послал к анчару властным взглядом...". Лексический повтор слова человек неслучаен. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть:

И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, которая не в силах изменить свое русло. Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». 

Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит проявление страшного зла природы в виде анчара со страшным злом человеческой жизни – деспотизмом. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное, и исходит оно от самого, казалось бы, разумного творения природы - человека. Тем оно и страшно. Это зло не знает границ, лишь сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке». 

В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». Она усиливается эпитетами: «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». В седьмой и восьмой строфах Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…» 

Стихотворение "Анчар" написано четырехстопным ямбом с пиррихием (пропуском ударения в стопе). Двойной пиррихий стиха "Но человека человек" показывает смену изображаемой картины, композиционной части. Ямб - любимый стихотворный размер Пушкина, так как, по его мнению, позволяет максимальную свободу в стихосложении. Все творчество поэта пропитано духом свободы.

Стихотворение посвящено теме несправедливого мироустройства, роли человека в нём. Это произведение о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании. Идея – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Проблематика стихотворения очень разнообразна. Здесь поднимается философская проблема жизни и смерти, проблема социального неравенства, проблема порабощающей власти и человеческой свободы.

По содержанию и идейной направленности это стихотворение относится к гражданской лирике Пушкина. Невозможно оставаться равнодушным к такому мироустройству, в котором «непобедимые владыки» отправляют на верную смерть «бедных рабов». Налицо конфликт мироздания.

Пушкин — певец свободы, он всегда на страже прав человека.

Источники:
1. 
http://detskiychas.ru/school/pushkin/analiz_stiha_anchar/
2. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00013301184864229106 

Добавьте ссылку на этот материал на страничку социальной сети:

 

 

Категория: Анализ произведений | Добавил: dragunkinvitaliy | Теги: Анализ стихотворения Анчар
Просмотров: 3908 | Загрузок: 72
Всего комментариев: 0
avatar