Блог

Главная » 2015 » Апрель » 4 » Как готовиться к конкурсу чтецов?
15:27
Как готовиться к конкурсу чтецов?

Как готовиться к конкурсу чтецов?

Из опыта работы

Конкурсы чтецов уже давно стали доброй школьной традицией. Ребята с удовольствием принимают в них участие. Особенность таких конкурсов в том, что далеко не всегда побеждает самый прилежный ученик. Дело в том, что есть ряд хитростей, на которые нужно обратить внимание при подготовке как учителю, так и ученику. В данной статье я поделюсь своими знаниями и опытом работы в области подготовки ученика к конкурсу чтецов.
Все рекомендации являются именно рекомендациями, а не правилами. Разумеется, в первую очередь следует обратить внимание на критерии и требования конкретного конкурса (что читается: поэзия или проза, можно ли использовать музыкальное сопровождение или нет, сколько времени отводится на чтение и т.п.). Свой опыт представляю в виде следующих рекомендаций:

  1. Выбор материала. Первое, с чем приходится сталкиваться, - это что читать? Текст типа описание читать очень трудно. Остановитесь на повествовании или рассуждении. Выбирайте сюжетное произведение, наполненное диалогами, риторическими обращениями, восклицаниями. Это позволит продемонстрировать элементы актерской игры, мимику, эмоции. Если рассматривается проза, можно обратить внимание на фрагменты с внутренним монологом героя. При выборе эпизода обращайте внимание на его место в произведении. Обычно наиболее драматичной частью является кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии художественного произведения). Старайтесь выбрать не очень известное произведение, отрывок (комментировать, думаю, не нужно). Особое внимание уделите объему произведения. Он должен быть не слишком большой и не слишком маленький. Желательно, чтобы чтение произведения занимало не меньше трех, но и не более пяти минут. Меньше трех - рискуете не запомниться, более пяти - утомить слушателей.

  2. Анализ произведения. После того как произведение выбрано, уделите внимание анализу произведения. Чтец должен понимать, о чем произведение, должен понимать каждое слово, знать историко-культурный подтекст, время написания, кому посвящено и т.п. Каждая подобная мелочь может оказаться очень значимой. На этом этапе следует обратить внимание на соблюдении норм произношения слов. Иногда даже самое прекрасное чтение может испортить неверное произношение какого-либо одного слова.

  3. Погружение в художественный образ. Анализ произведения должен помочь погрузиться в художественные образы, созданные писателем в произведении. Очень важно, чтобы читающий ощутил чувства, эмоции героев. На этом этапе продумываются жесты, мимика. Обращайте внимание на слова-помощники: глаголы (удивилась, прошептал, закричал, улыбнулась), слова, предающие признаки действия, - наречия (громко, тихо, быстро, торопливо, медленно, недовольно, стремглав) и все те слова, которые вам помогают подобрать правильный темп. Отработайте каждое мимическое движение. Продумайте, как выразить мимикой и жестами удивление, гнев, радость и прочие чувства. Следите за тем, чтобы чувства выходили естественными. Читающий должен целиком и полностью вжиться в художественный образ, не допускать проявления собственных эмоций.

  4. Как заучивать стихотворение? На этом этапе важно сосредоточиться именно не на заучивании, а на отработке правильности речи, интонации. Перед чтецом должна стоять цель: научиться как можно выразительней читать текст. Переходить к заучиванию можно непосредственно после того, как отработана интонация, мимика, жестикуляция. Ведь очень важно сразу правильно заучить произведение. Переучиться будет гораздо сложнее. Кроме этого, после кропотливой работы с текстом, отработки выразительности читающий часто осознает, что он уже почти выучил текст. Полное запоминание произойдет во время репетиций.

  5. Внешний вид и реквизиты. Образ чтеца должен соответствовать содержанию произведения, однако не стоит перегибать палку. Иногда более выигрышно смотрится классический "белый верх - черный низ", чем профессиональный актерский костюм. Первый вариант, как минимум, позволит сосредоточиться на самом чтеце, а второй вариант рискует перетянуть на себя внимание. Часто возникает эффект "раздвоения": костюм существует отдельно от чтеца. По опыту советую остановиться на чем-то среднем: классический внешний вид можно совместить с элементами-атрибутами, помогающими раскрыть художественный образ. В руках у чтеца может быть какой-то предмет, о котором говорится в тексте, на плечи может быть накинута шаль и т.п. Например, читая рассказ В.Осеевой "Бабка" на конкурсе чтецов, моя ученица держала в руках клубок черных ниток. Смотрелся он при первом взгляде странно, при внимательном - очень метафорично и многозначно, олицетворял собой связь поколений: внука и бабки. В определенный момент текста (Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток) девочка уронила клубок на пол. 

  6. Видеоряд и звуковое сопровождение. Для музыкального и видеоряда правило одно: они должны дополнять общую картину, не перетягивать внимание на себя, не мешать восприятию текста, художественного образа. С видеорядом нужно быть наиболее осторожным. Лучше, если он будет представлять собой фоновые изображения-декорации. Звуковой ряд не обязательно должен быть музыкальным. Это может быть нарезка отдельных звуков (скрип двери, шум дождя, ветра, города). Несколько мелодий, подобранных под определенные фрагменты читаемого текста, также можно успешно соединить вместе.

  7. Естественность. После многочисленных репетиций и выступлений читающий, сам того не замечая, рискует лишить речь, жесты, мимику естественности. Такое чтение выглядит отрепетированным, лживым, потому что под отрепетированной мимикой радости проглядывают собственные эмоции чтеца, например, усталость, отчужденность и другие. Это сразу бросается в глаза, поэтому при любом чтении важно быть полностью погруженным в художественный образ, не прятаться под маской автоматических движений, жестов, мимики, интонации. Все должно выглядеть естественным даже при очень частом прочтении произведения.

Вот, в общем-то, и все. Напоследок хочу пожелать удачи все чтецам и их руководителям. Помните о том, что вам должны поверить и если есть хоть малейшее сомнение в том, что тот или иной фрагмент текста прочитан не очень естественно, то есть смысл более детально отработать именно этот фрагмент. Все названные рекомендации вы можете скачать в виде памятки ниже. Успехов!
 

Скачать памятку
Просмотров: 2567 | Добавил: dragunkinvitaliy | Теги: Как готовиться к конкурсу чтецов, как учить стихотворение, как читать прозу, какое произведение выбрать на конку, как читать стихотворение | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar