Текст № 1
–
(1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух
девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге
кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
–
(3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
–
(4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам
писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она
сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и
замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:
–
(9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти
его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и
открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с
нескрываемым недоверием:
–
(13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими
письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то
понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную
шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она
открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали
документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
–
(19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (21) Эти письма
касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело
удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
–
(23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
–
(24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в
разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким
официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт
копии.
–
(26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот
тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста,
верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей
письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась,
что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
–
(31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я
слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно
обеспокоил её, удивил и обидел.
–
(34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала
большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
–
(36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
–
(37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что
наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания
Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена
на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула
с облегчением:
–
(41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация
молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну
Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
–
(46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в
шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на
месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые
глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не
звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.
(53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и
её душа…
(По Б. Васильеву*)